Пругавин Александр Степанович (1850–1920) – исследователь старообрядчества и русского сектантства, этнограф, публицист, революционер-народник.

Уроженец Архангельска. В 1869 году поступил в Московскую Петровскую земледельческую и лесную академию. В 1871 г. был арестован по т.н. «делу Нечаева» с последующей высылкой в Архангельскую губернию в г. Кемь, где после личного знакомства с представителями различных старообрядческих толков занялся изучением русского раскола. В 1879 г. с него был снят надзор полиции, и он смог вернуться в Санкт-Петербург. Активный публицист. Печатался в изданиях «Голос», «Неделя», «Новое время», «Русские ведомости», «Русский курьер» и «Страна», «Русская мысль», «Вестник Европы», «Исторический вестник»

В 1877 г. в газете «Неделя» была опубликована его первая статья под названием «Знаем ли мы раскол?». Впоследствии много публиковался в различных отечественных и зарубежных периодических изданиях на тему феномена русского сектантства, его причин и значения для русской жизни. Особое внимание уделял состоянию старообрядчества в Архангельском крае, роли и истории старообрядческих скитов, а также монастырским тюрьмам как инструменту борьбы с сектантством. Автор книги – «Раскол и сектантство в русской народной жизни». Две другие его книги «Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства» (СПб, 1882) и «Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа» (СПб., 1884) не дошли до читателя, их тираж был полностью уничтожен по распоряжению цензурного комитета.

Рассматривал старообрядчество как массовое оппозиционное народное движение,

указывал на социальные причины раскола, разработал методику его изучения – сбор материала в полевых условиях в ходе личного общения. Выступал с резкой критикой в адрес государственной политики в области правового регулирования религиозной жизни в России, случаев правового произвола и притеснений старообрядцев в дореволюционной России, давал высокую оценку значения старообрядчества для развития русского Севера, отстаивал необходимость планомерного и всестороннего изучения «характера и распространения раскола» и разработал программу «собирания сведений о русском расколе и сектантстве».

В 1917 г. уехал в Уфу, публиковался в белогвардейских изданиях. Был арестован представителями Советской власти в марте 1920. Умер в Красноярской тюрьме от тифа.