Кондаков Никодим Павлович (1844–1925) – историк христианского искусства, византинист, археолог, создатель иконографического метода и нового раздела в искусствознании – истории византийского искусства.

В 1861 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился у С.М. Соловьева, С.В. Ешевского, Ф.И. Буслаева. В 1873 г. защитил магистерскую диссертацию «Памятники Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства», в 1876 г. – докторскую диссертацию «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей». С 1969 г. преподавал в Новороссийском университете, в 1888 г. переведен в Петербургский университет на кафедру теории и истории искусств. С 1888 г. по 1893 г. – старший хранитель Императорского Эрмитажа, с 1888 г. член Императорской Археологической комиссии, в 1893 г. избран действительным членом Императорской Академии художеств, в 1898 г. избран академиком Императорской Академии наук и член-корреспондентом Французской академии. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, в последние годы жизни преподавал в Софийском университете в Болгарии и Карловом университета в Праге.

Отличался широтой научных интересов. С 1876 по 1891 гг. в качестве члена Императорской археологической комиссии участвовал в раскопах в Керчи, Херсонесе, на Таманском полуострове, а 1875-76 гг. в раскопках некрополя Нимфея. В 1891 г. руководил экспедицией Императорского Православного Палестинского Общества для изучения древностей Заиорданья, Иерусалима и Святой Земли. В 1898 г. возглавлял русско-французскую экспедицию Императорской Академии наук и Института Франции по изучению Афонских монастырей. Совершил множество научных поездок по странам Европы. Участвовал в организации Русского археологического института в Константинополе, Комитета попечительства о русской иконописи, Комитете по созданию Музея изящных искусств в Москве. Одним из первых стал использовать возможности фотографии для фиксации древних памятников в ходе путешествий и археологических экспедиций, с целью их дальнейшего научного описания и исследования.

Специалист в области древнерусского и византийского искусства, создал периодизацию последнего, выявил влияние греческих и византийских образцов на формирование русской культуры и культуры южно-балканских народов, указал на генетическое родство искусства Западной Европы, Византии и христианского Востока, создал иконографический метод в искусствознании, в основе которого лежало не описание памятника, а выявление его типологических черт. Внес весомый вклад в развитие отечественной археологии