Коковцов Павел Константинович (1861–1942) – гебраист, семитолог, считается основателем петербургской школы семитологии.

С 1880 по 1884 г. учился на Факультете восточных языков на еврейско-сирийско-арабском разряде у Д.А. Хвольсона и В.Р. Розена.  Кроме того, он слушал курсы арабско-персидско-турецко-татарского разряда и изучал санскрит вместе с С. Ф. Ольденбургом. Впоследствии тюркологическая подготовка оказалось ему полезной при разборе сиро-тюркских надписей Семиречья, а знание санскрита пригодилось при рассмотрении теории Жозефа Галеви о происхождении индийской письменности.

Самостоятельная научная работа Коковцова началась с выпускного сочинения, заслужившего золотую медаль: «Халдейский перевод книги Притчей Соломоновых и его отношение к сирийскому переводу той же книги, находящемуся в Пешитте».

После окончания университета Коковцов изучал письменные памятники из собрания Императорской публичной библиотеки. Его первая публикация была посвящена описанию сирийских и эфиопских рукописей из коллекции преосвященного Порфирия Успенского. Он привел в порядок, разобрал и описал Первое и Второе собрания Авраама Самуиловича Фирковича. Вероятно именно в это время проявился его интерес  к истории средневековой еврейской филологии и еврейско-арабской литературы. Именно в коллекции Фирковича Коковцов обнаружил филологическое сочинение Ибн Баруна, на основе которого им была написана магистерская диссертация (1893 г.). По рукописям Публичной библиотеки им были введены в научный оборот произведения крупнейших представителей еврейской филологической науки X-XII вв.

Важное значение имело его исследование еврейско-хазарской переписки по рукописям из собрания Фирковича, коллекции Тейлора-Шехтера (Библиотека Кембриджского университета), а также Бодлеянской библиотеки (Оксфорд). Она была источником по истории южных районов Руси и культурных связей ее населения.

Существенный вклад был внесен П. К. Коковцовым в изучение корпуса сиро-тюркских несторианских надгробных надписей XIII-XIV вв., открытых в Семиречье. Он также опубликовал арамейские надписи из Нираба (VII в. до н.э.), некоторые еврейские надписи и эпиграфические памятники Пальмиры. Благодаря инициативе Коковцова Эрмитажем был приобретен Пальмирский тариф.

Важное значение имели его работы по истории сирийской письменности. С него началось описание сирийских рукописей в петербургских собраниях; ему принадлежит ряд работ, посвященных отдельным сирийским рукописям Публичной библиотеки. Кроме того, он исследовал и опубликовал сирийские надписи на серебреном блюде-дискосе из собрания Эрмитажа.

В 1903 г. Коковцов был избран действительным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по историко-филологическому отделению. Он состоял действительным членом Императорского Русского археологического общества, Императорского Русского географического общества, Императорского Православного Палестинского Общества.

В 1894-1929 гг. Коковцов читал лекции на факультете восточных языков Петербургского/Ленинградского университета.  В 1900 г. был назначен экстраординарным, а в 1912 г. – ординарным профессором кафедры еврейской, сирийской и халдейской словесности, которой он заведовал в 1900-1919 гг. Хотя Коковцов избегал политической деятельности, в 1913 году он выступил экспертом защиты в деле Бейлиса, видя в том свой долг ученого-семитолога.  

Основные учебные курсы Коковцова были посвящены истории средневековой еврейской литературы, северно-семитской эпиграфике, чтению наиболее сложных библейских текстов, преподаванию сирийского, древнееврейского и ассиро-вавилонского языков.

Среди учеников П.К. Коковцова были семитологи-гебраисты и арабисты М.Н. Соколов, А.Я. Борисов, Н.В. Юшманов, И.Н. Винников, сирологи А.П. Алявдин, Н.В. Пигулевская, ассириологи В.В. Струве, В.К. Шилейко, А.П. Рифтин, Г.В. Церетели.

В 1919–1930 гг. заведовал отделом еврейско-арабских рукописей Публичной библиотеки, с 1930 по 1942 гг. был главным научным сотрудником Института Востоковедения АН СССР. Умер в блокадном Ленинграде.

Большая часть трудов осталась в архивном фонде неопубликованными.