Карсавин Лев Платонович (1882–1952) – историк-медиевист, историк религиозной мысли, философ.

В 1906 г. закончил Петербургский университета, где учился у И.М. Гревса. Сразу начал преподавательскую деятельность, сначала в Историко-филологическом институте, на Высших женских курсах, а с 1912 г. и в Петербургском университете. Магистерская диссертация «Очерки религиозной жизни в Италии XII – XIII веков» (1913), докторская – «Основы средневековой религиозности в XII – XIII вв., преимущественно в Италии» (1916). В 1921 г. избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета.

В 1922 г. был арестован и выслан из сраны без права на возвращение. Сначала Л.П. Карсавин прибыл в Берлин, а позже переехал в Париж, где стал сторонником евразийского движения: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» (1928 – 1929) и её ведущим автором. С 1927 г. преподавал в Литовском университете в Каунасе, где работал на кафедре всеобщей истории. В 1940 г. переехал в Вильнюс.

В Литве Л.П. Карсавин издал на литовском языке «Историю европейской культуры» (“Europos kultūros istorija”, 1931–1937 гг.), несколько десятков статей по средневековой философии и теологии в «Литовской энциклопедии» (“Lietuviškoji enciklopedija”) и журналах.

В 1944 г. представителями советской власти был отстранен от преподавания в связи с обвинениями в причастности к евразийскому движению и антисоветскому заговору. В 1949 г. был арестован, в 1950 г. приговорен к десятилетнему сроку в трудовых исправительных лагерях, где через два года умер в п. Абезь в Коми АССР. Реабилитирован.

Труды Л. П. Карсавина по истории западноевропейского монашества, а также по истории средневековой религиозности не потеряли своей актуальности для современного религиоведения. Он ввел в научный оборот новое понятие «религиозный фонд», под которым понимал характерную реакцию или совокупность религиозных навыков в области мысли, чувства и воли. По его мнению, каждому историческому периоду свойственен свой «человек эпохи», как обобщенный культурный носитель «религиозного фонда» того или иного периода. Считал, что нельзя искать «религиозный фонд» в схоластике. Настаивал на принципиальной ограниченности индивидуалистическо-пантеистического сознания, при этом проводил резкое разграничение между индивидуализмом и персонализмом.