Карамзин Николай Михайлович (1766–1826) – исследователь истории России, литератор, переводчик, издатель.

Обучался в пансионе профессора Московского университета И. М. Шадена. В 1781-1784 гг. служил в лейб-гвардии Преображенском полку. В 1789-1790 гг. совершил путешествие по Европе, в ходе которого оказался во Франции в разгар Французской революции 1789 г. Заметки легли в основу «Писем русского путешественника», которые стали первым примером такого рода сочинений в России. Вернувшись в Россию, занялся изданием «Московского журнала», где публиковал, в том числе и свои произведения, заложившие основу литературного стиля сентиментализм. В 1803 г. был назначен официальным историографом и почти перестал заниматься литературой. В этот период политические взгляды Карамзина изменились, и он стал сторонником просвещенной монархии. В 1811 г. он опубликовал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой сформулировал позицию консерваторов. С момента назначения историографом и до последних дней работал над «Историей государства российского», одним из первых обобщающих трудов по истории России. В 1824 г. назначен действительным тайным советником. В силу своих политических взглядов не поддерживал идеи декабристов, но заступился за них перед Николаем I.

Н.М. Карамзин в «История государства Российского», сравнивал славянский и древнегреческие пантеоны, однако, в отличие от М. В. Ломоносова, указывал, прежде всего, на различия между ними: «Греки хотели, кажется, любить своих идолов, изображая в них примеры человеческой стройности, а славяне только бояться; первые обожали красоту и причинность, а вторые одну силу; и еще не довольствуясь собственным противным видом истуканов, окружали их гнусными изображениями ядовитых животных: змей, жаб, ящериц и проч.». Считал, что в основе религии древних славян лежало почитание «единственного и вышнего» Белого Бога, которому не стоили храмов, а мировое зло, по его мнению, славяне приписывали Чернобогу, изображаемому в виде льва. Карамзин выделял богов славян, о вере в которых имеются летописные свидетельства: Перуна, Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла, Мокошь, Волоса. Однако, он признавал также веру славян в богов и богинь, которые были вымышлены мифографами XVII или XVIII веков, например: Пров, Погода, Числобог (бог календаря), Ипабог (бог звериной ловли), Припекала (бог любострастия). А. Н. Пыпин в «Истории русской этнографии» (1892) писал, что Карамзин и его предшественники «трудолюбиво собирали имена богов» и «подкладывали под них готовые нравственные и физические толкования» и ни мало не стеснялись тем, что эти «безжизненные образы» идут вразрез с исторической действительностью.