Кайсаров Андрей Сергеевич (1782–1813) – филолог, поэт, публицист.

Был воспитанником Московского Благородного пансиона, учился в Геттингене у А.Л. Шлецера, много путешествовал, собирая материалы для изучения русской старины. Интересуясь естествознанием, несколько лет провел в Эдинбургском университете, где получил степень доктора медицины, но медицинской практикой не занимался. В 1801 году стал членом Дружеского литературного общества, основанного А. И. Тургеневым, в которое входили, помимо братьев Тургеневых, Жуковский, Мерзляков, Воейков и др. В программу кружка, объединенного желанием создать национальную литературу, сочетающую лучшие западноевропейские традиции с исконно русскими началами, входило и изучение прошлого русской культуры.

В 1806 году в Геттингене А.С. Кайсаров написал и защитил докторскую диссертацию, отражавшую его философско-политические воззрения, под характерным названием «Об освобождении крепостных в России» (Dissertatio inauquralis philosophico-politica de manumittendis per Russiam servis), которая была посвящена автором императору Александру I и была ему поднесена. В диссертации Кайсаров анализировал различные доводы против крепостного права и замечал, что они не новы, но недостаточно известны в России. Он доказывал, что крепостное право тормозит успехи земледелия и задерживает развитие промышленности и торговли, препятствуя правильному денежному обращению, а также подавляет умственное развитие русского народа. Опровергнув возражения, что крепостные сами не желают свободы, с похвалой отзывался о крестьянской реформе 1804 г. в Лифляндии. Он говорил, что было бы безумием освободить сразу 20 миллионов рабов, но выражал надежду, что если Александру I Бог дарует долгую жизнь, то он уничтожит крепостное право.

В 1807 г. написал книгу «Славянская мифология», которая демонстрирует знакомство автора с принципами научной критики источников. В ней представлена максимально полная на начало XIX века историография вопроса: от книги о славянских богах М. Френцеля, изданной в Виттенбергском университете в 1638 г. до «Словаря древнего русского суеверия». Во многом опираясь на работы своих предшественников, Кайсаров ратовал за необходимость более полного и тщательного отбора источников. Сам он использовал, помимо летописей, «Слово о полку Игореве, народные песни и сказки, пытаясь вычленить в них историческое зерно. Указывая на целесообразность изучения народной поэзии и народного творчества в целом, Кайсаров отмечал наивность и беспочвенность этимологических объяснений происхождения того или иного культа. Его позиция по вопросу о генезисе религии вообще, и религии древних славян в частности, несомненно, основывалась на теории естественной религии Давида Юма. Кайсаров писал: «История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природой... С удивлением взирал он на окружающий мир. Стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветр показались ему существами особенной и притом высшей природы. Изумление его перешло в почтение и боготворение. Не так ли думали Персы и Перуанцы? Не так ли и поныне еще думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин и боготворил огонь и воду» (Славянская мифология. С. 14–16).

В 1811 году Кайсаров сменил Глинку в должности профессора русского языка в Дерптском университете.

На торжественном собрании Дерптского университета 12 ноября 1811 г. А. С.Кайсаров произнес «Речь о любви к отечеству. На случай побед, одержанных русским воинством на правом берегу Дуная» (Дерпт, Университетская типография, 1811). Однако профессорская деятельность была недолгой, в 1812 году, когда началась война, поступил на военную службу, заведовал походной типографией. Погиб под Гайнау 13 мая 1813 г.