Кагаров Евгений Георгиевич (1882–1942) – историк античной культуры, филолог-классик, этнограф, историк религии. Окончил классическое отделение Новороссийского университета в 1906 г. После окончания был оставлен при университете для получения профессорского звания. В 1909-1911 гг. был отправлен в научную командировку в Германию, Рим, Грецию. Приват-доцент Новороссийского университета (1911-1912), экстраординарный (1914-1920), ординарный (1920-1925) профессор Харьковского университета. В 1913 г. защитил магистерскую диссертацию «Культ фетишей, растений и животных в древней Греции» в Московском университете (в 1914 г. она была опубликована).

В 1920 г. Е.Г. Кагаров защитил в Харьковском университете докторскую диссертацию, посвященную древнегреческим заговорам. Текст работы был опубликован полутора годами ранее способом, отражающим сложную ситуацию с издательским делом в период гражданской войны – примерно две трети работы опубликованы как литография рукописного текста («Греческие таблички с проклятиями». Харьков, 1918). В 1925 г. Е. Г. Кагаров переезжает в Ленинград и по приглашению В.Г.Богораза начинает работать в Ленинградском университете и Музее антропологии и этнографии. 1925-1931– профессор этнографического отделения географического факультета ЛГУ, 1931-1937 гг. – профессор ЛИФЛИ, 1934-1936 – профессор кафедры северных языков Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, в 1937-1941 гг. – профессор филологического факультета ЛГУ, 1939-1942 гг. – профессор кафедры всеобщей истории Ленинградского государственного педагогического института имени М. Н. Покровского. Одновременно Е. Г. Кагаров работает в МАЭ АН СССР: в 1926-1933 гг. – научный сотрудник, руководитель отдела эволюции и типологии культуры, заведующеий кабинетом Европы и Кавказа, в 1932-1937 гг. он также – научный сотрудник Института истории материальной культуры.

Начав свою академическую деятельность как филолог, Кагаров все более углублялся в исследование фольклора и этнографии, а с 1925 года окончательно связал себя с этой наукой. Занимаясь сравнительно-историческим изучением древних религий, использовал в своих трудах глубокие знания по классической филологии, сравнительному языкознанию и истории древних культур. Был одним из первых создателей историко-типологического метода изучения культуры и фольклора, предлагал свою классификацию мифов, выделяя мифы натуралистические, психологические, социологические, исторические, этимологические и иконические. В своей классификации он опирался на отдельные характеристики мифа, предложенные В. Вундтом, Э. Роде, В. Рошером, Л. Морганом, Р. Мейером, Ф.М. Мюллером, В.Ф. Миллером и др., однако до него подобной классификации, позволяющей рассмотреть миф во всей его целостности и многосторонности, не было. Был сторонником антиматической теории происхождения религии, полагал, что антиматизм, или всеобщее одухотворение, или оживление, природы предшествовало возникновению веры в духов и душу (анимизм). Аниматизм как всеобщая одушевленность мира проявляется в фетишизме, то есть одушевленности конкретных вещей. Он отмечал, что фетишизм, по которому в объекте находится дух, хозяин или гений, который может существовать отдельно, развивается из аниматизма. Эти идеи были весьма близки воззрениям В. Г. Богораза.

В МАЭ был создателем выставок: «Первобытные орудия и оружие», «История одежды», «Огонь в истории культуры», «Типы жилищ». Помогал В. Г. Богоразу при создании Антирелигиозной выставки в Эрмитаже (автор путеводителя) и при подготовке плана экспозиции Музея истории религии (1932).

В 1942 г. Е.Г. Кагаров был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Ессентуки, где скончался.