Георги Иоганн Готлиб (1729–1802) – химик, этнограф, путешественник немецкого происхождения.

Доктор медицины (Упсальский университет), ученик К. Линнея. Прибыл в Россию по приглашению Императорской академии наук и художеств в 1768 г. Профессор минералогии, адъюнкт (1776) и академик Академии наук (1783). Участник экспедиции П. Палласа по Сибири.

В результате своих собственных путешествий в Поволжье, по Сибири, Приуралью, Прибайкалью и Дальнему Востоку впервые дал обобщающий историко-этнографический обзор народов Сибири и России в целом. Написал по-немецки труд «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей» в четырех частях; первые три были переведены на русский язык. Георги следует единой схеме народоописания по следующим разделам: территория, происхождение/название, внешний облик, язык, образ жизни (хозяйство), жилище, одежда, пища, дань/торговля, воспитание/ нравственность, обряды жизненного цикла, религия (культы).. В своей систематике Георги использует ряд критериев для объединения или распределения народов по их происхождению, территории, языку, государственно-административной принадлежности, социальному статусу, особенностям культуры и хозяйства. Он объединяет народы в пять групп: (1) руссы (по исторической принадлежности к ранней Руси); (2) славяне или сарматы (по происхождению и языку); (3) татары, или татарские народы (по языку); (4) народы, издревле населяющие Россию (по территории и принадлежности к государству); (5) пришельцы и поселенцы. Религиозные верования были одной из важной характеристик разработанной им методики описания той или иной этнической группы, наряду с языком и другими культурными особенностями.

В третьей части книги имеется специальный раздел «О шаманском языческом законе», который считался им «принадлежащим к числу древнейших из вер», а также «корнем ламайского, браминского и других толков». Георги указывал, что шаманизм распространен среди многих народов: «финны, татары, самоеды, отяки, красноярские, манчурские и восточно-сибирские народы, островные жители Восточного моря, буряты». При этом, он отмечал, что следовало бы ожидать у столь разных народов, говорящих на разных языках, имеющих различный образ жизни, существенных различий в религии, однако, напротив, «главные правила веры и важнейшие обряды остались в достопамятном единообразии».

Георги классифицировал религиозные представления, относящиеся к «шаманскому толку», выделяя представления о мире, о душе и духах (божках), торжественные обряды и жертвоприношения, культ предков и особое отношение к женщинам. Происхождение суеверий он объясняет страхом: «Многие из народа верят колдунам, привидениям, домовым, ведьмам, появлению мертвецов, лешим, русалкам, оборотням и проч. Сие, весьма странное, следствие силы воображения происходит от пустого или детского страха. Нет ничего ужаснее для разума, и ничто не производит столь глубоких впечатлений, как воображение о невидимой силе, которая единственно устремлена к нашему вреду, коему почитаем себя не в силах сопротивляться».