Дьяконов Игорь Михайлович (1915–1999) – историк и лингвист. В 1938 г. окончил исторический и филологический факультеты ЛГУ. Доктор исторических наук (1960), главный научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН (1953-1999), работал также в Санкт-Петербургском Государственном университете (до 1949 – доцент кафедры семитологии) и в Государственном Эрмитаже (1936-1959 – зав. отделением Древнего Востока). Почетный член и доктор ряда зарубежных академий и университетов (в том числе, доктор Чикагского университета и почетный член Британского королевского азиатского общества).

Основные труды ‒ по социально-экономической истории, этнологии и языкам Древнего Востока (Месопотамия, Палестина, Малая Азия, Иран). Известны его сочинения в области этики, историософии и теории мифа, а также труды по языкознанию и переводы.

Одна из первых статей Дьяконова была посвящена возникновению культа Иисуса в связи с историей амореев (1939). В ней он опирается на работы И.Г. Франк-Каменецкого, тяготевшего к марризму. Следуя Франк-Каменецкому, Дьяконов соотносит Иисуса Христа с Иисусом Навином, утверждая, что источником христианского мифа об Иисусе является культ умирающего и воскресающего бога Йешу(а), продолжавший сохраняться в низах, несмотря на иудаистическую реформу, запретившую культы всех богов, кроме Яхве.

Историософия Дьяконова находится на стыке марксистской теории формаций и французского позитивизма (О. Конт). Он различает восемь фаз общественного устройства (первобытную, первобытнообщинную, раннюю древность, имперскую древность, средневековье, стабильно-абсолютистское постсредневековье, капиталистическую и посткапиталистическую), а причиной перехода от одной фазы к другой считает совершенствование технологий производства оружия. Для лучшего понимания каждой фазы истории, по его мнению, следует в равной мере изучать и ее материальную базу, и систему ценностей, возникающую в процессе развития общественных отношений различного уровня. Могучим средством для поддержания жизни на планете он считает науку. В социальном плане в целях наилучшего выживания все общества земного шара должны будут постепенно перейти в посткапиталистическую фазу развития, причем развитые цивилизации окажут им в этом посильную помощь.

Теория мифа Дьяконова основана на достижениях объективной психологии. Миф понимается им как связная интерпретация явлений мира, организующая восприятие их человеком при отсутствии абстрактных понятий. Своим происхождением миф обязан процессам, происходящим в коре головного мозга и центральной нервной системе (т.н. “шеррингтонова воронка”), когда наблюдается неадекватная реакция этих органов при переработке информации: часть впечатлений внешнего мира, не находящих отражения в социальном опыте, превращается сознанием человека в тропы – предметно-образные сопоставления явлений, ощущаемые как отождествления и ассоциации; остальная информация, согласованная с опытом, преобразуется в причинно-следственные связи.

Источником религиозных представлений Дьяконов считал побуждения (мотивации) человеческой деятельности, которые в условиях господства мифологического сознания воспринимаются как причинно-следственные связи, определяемые волей божества. Божества предопределяют для архаического человека характер каузальных связей и тем самым возможность или невозможность удовлетворения социальных побуждений. Божество, как объяснение каузальной связи через троп, входит в семантический ряд. Локальные пантеоны он определяет как “причинные начала побуждений, которые различаются развитием мифов ‒ семантических рядов в повествованиях о них”. Дальнейшее развитие религии связано с развитием общественных отношений в результате миграций и совершенствования в сфере производства оружия. Не веря в существование Бога как личности и выражая сомнение в существовании всезнающего Высшего Разума, Дьяконов говорил о секулярном характере будущего человеческого общества.

И.М. Дьяконов известен как переводчик художественной литературы с восточных и западных языков. Его наивысшими достижениями в этой области являются переводы “Книги Экклезиаст” и аккадского эпоса о Гильгамеше (“О все видавшем”) – произведений, повествующих о трагической судьбе человека в мире, о необходимости нравственного и духовного совершенствования, и отличающихся пессимистическим взглядом на устройство мироздания.