Богораз (Тан) Владимир Германович (1865–1936) – общественный деятель, ученый и организатор науки, лингвист, этнограф и антрополог, историк религии, поэт, писатель и журналист, профессор и педагог, член-корреспондент Академии наук СССР. До революции В.Г. Богораз занимался политической деятельностью: с 1881 г. был участником народовольческого движения, в 1905 – один из активистов «Крестьянского союза», в 1906 – член «Трудовой группы» в Государственной думе, работал как журналист в газетах, публиковал статьи под псевдонимом «Тан».

В 1889 г. В.Г.Богораз был арестован царским правительством и сослан в Среднеколымск на 10 лет. Там начал изучение жизни коренного населения Крайнего Севера; в течение трех лет кочевал с чукчами. Принял участие в Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции под руководством Франца Боаса.

С 1901 по 1904 г. был куратором Музея естественной истории (Нью-Йорк). С 1918 года – хранитель Музея антропологии и этнографии Академии наук, и профессор Ленинградского университета, создатель научной школы в этнографии и религиоведении, основатель Института народов Севера (1929), создатель и первый директор (1932–1936) Музея истории религии Академии наук СССР.

В.Г. Богораз ‒ автор многочисленных работ по истории религий, прежде всего, по шаманизму и культуре сибирских народов, мировую известность получила его четырехтомная монография о чукчах.

В результате изучения религии чукчей у Богораза сложилась оригинальная концепция развития первобытных религиозных верований, прежде всего анимизма. Он считал, что первобытная вера в духов связана с почитанием предметов, от которых духи отделяются сравнительно поздно, и что религиозные представления первобытного человека прошли пять стадий. Первая – субъективное и бесформенное отождествление с природой. Вторая – отыскивание внешнего сходства с человеком (хотя бы в смутной и случайной форме). Третья – возникновение идеи о двух формах предметов (обыкновенной и человекообразной, преображенной). Четвертая – возникновение идеи о гениях, живущих внутри предметов и связанных с ними, способных покидать их на время; возникновение идеи о человеческой душе отличной от тела. Пятая – возникновение идеи о человекообразных, независимых от предметов, свободно движущихся невидимых духах; возникновение идеи об усопших, существующих после уничтожения тела; начало культа предков. Богораз выдвинул концепцию о трех этапах развития шаманства – поголовном, семейном и индивидуальном. Он писал, что шаманизм – это стадия развития обрядового анимизма, а анимизм представляет теологию и философию шаманства.