Иакинф (Бичурин Никита Яковлевич) (1777–1853) – основатель научного китаеведения в России. Родился в селе Акулево в семье священнослужителя, в 1787-99 гг. обучался в Казанской семинарии и Казанской духовной академии, в 1800 г. прострижен в монашество, в 1802 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске, ректором Иркутской духовной академии и членом духовной консистории. В 1806 г. отстранен от должности и сослан в Тобольск, где у него возникает интерес к изучению народов Китая и Сибири. В период с 1807 г. по 1821 г. проживал в Пекине, куда был назначен начальником Русской Духовной миссии. В течение нескольких лет в совершенстве овладел китайским, изучил маньчжурский и монгольский языки, после чего приступил к переводу на китайский краткого катехизиса, изложения православного учения и краткой Священной истории, а также занялся систематическим научным изучением истории народов Центральной и Средней Азии: переводами на русский китайских сочинений по различным отраслям знания, включая религию. В 1823 г. лишен сана архимандрита, был монахом Валаамского монастыря, в 1826 г. был переведен в Александро-Невскую лавру в Петербург, где был причислен к Азиатскому департаменту Министерства иностранных дел. Впоследствии неоднократно участвовал в экспедициях в Сибирь (1830, 1835 гг.). В 1828 г. избран член-корреспондентом Российской Академии наук, в 1831 г. членом Азиатского общества в Париже.

Занимаясь глубоким изучением истории и современного ему Китая, был одним из первых ориенталистов, кто установил глубинную связь китайской философии и религии, перевел на русский свод конфуцианских текстов «Сы шу» (Четверокнижие), написал работы, посвященные конфуцианству - «Описание религии ученых» (опубликовано в 1906 г.) и «Основные правила китайской истории, первоначально утвержденные Конфуцием и принятые китайскими учеными» (1839), опубликовал в 1840 г. книгу «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение» и в 1848 г. «Китай в гражданском и нравственном состоянии».