Анучин Дмитрий Николаевич (1843–1923) – географ, антрополог, этнограф, зоолог, исследователь религиозных верований. Доктор географических наук без защиты диссертации (1890). В 1896 г. избран академиком Императорской Академии наук по кафедре зоологии, но не желая покидать Москву, Анучин был вынужден отказаться от этой должности, и был почетным членом АН. Чл.-корреспондент Парижского антропологического общества (1879), действительный член Итальянского общества антропологии и географии (1880), член Американского антропологического общества в Вашингтоне (1883), почетный член Королевского антропологического института в Лондоне (1897). Кавалер ордена Св. Владимира 3 и 4 степени, Св. Анны 2 степени, кавалер ордена Почетного легиона. Был дружен со многими писателями: с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым и Д.Н.Маминым-Сибиряком.

Окончил 4-ю Ларинскую гимназию (на 6 линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге) (1860), поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где слушал Н. И. Костомарова, М. М. Стасюлевича, И. И. Срезневского, В. А. Сухомлинова, одновременно посещая лекции зоолога Куторги. Но был вынужден уехать на лечение за границу (1861), где познакомился с А.И. Герценом. В 1863 поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета, одним из его учителей был антрополог А.П. Богданов. В 1875 г. В 1876 отправлен заграницу для подготовки к занятию кафедры антропологии. Стажировался в европейских университетах, лабораториях, работал в музеях Вены, Лондона, Берлина и Мюнхена. Дольше всего проработал во Франции, участвовал в археологических раскопках в пещерах, изучал дольмены и проч. Слушал лекции в Сорбонне. Работал в «Ecole d'antropologie» антрополога Поля Брока, слушая одновременно лекции в Сорбонне. На Парижской всемирной выставке создал русский антропологический отдел. С 1880 доцент по кафедре антропологии Московского университета. С 1884 профессор по кафедре географии и этнографии историко-филологического факультета.

Круг интересов Д.Н. Анучина был столь велик, что кажется невероятным, что это все сделал один человек: зоология, география (он считается основателем российской лимнологии), археология, антропология (как физическая, так и культурная), эволюционная теория (значительная часть работ, посвященных эволюционной теории, выходивших с конца XIX в. в России, вышли под редакцией Анучина). Анучин был горячим сторонником междисциплинарных исследований, он считал, что изучение человека невозможно без учета всех факторов его существования, в том числе географических, а не только экономических, религиозных и проч. В этом отношении интересна его работа «О задачах русской этнографии», в которой ученый формулирует программу развития отечественной этнографической науки как науки, вбирающей археологию, антропологию и географию, занимающейся комплексным исследованием человека, начиная с первобытного периода, создающей «естественную историю человека». Придавал большое значение изучению семантики предметов, считал семантику хорошим подспорьем при реконструкции верований и религиозных представлений.