Альтман Моисей Семенович (1896–1986) – филолог, переводчик, литературовед. Имя при рождении: Эли Мойше б.Шимон Галеви Альтман. В печатных каталожных карточках Всесоюзной книжной палаты ошибочно: Самсонович, также ошибочно: Самойлович.

Семья переехала в Баку в 1906 г. В 1914 г. М. С. Альтман окончил Бакинскую 2-ю гимназию с серебряной медалью (отличие по всем предметам, кроме латинского языка; греческий не преподавался). К гимназическому периоду относится начало увлечения филологией. В 1914 г. поступает на физико-математический факультет Киевского университета св. Владимира, затем переводится на медицинский факультет. В 1917-1919 гг. активный участник боев за установление советской власти на Украине, участник взятия Одессы. В 1919-1920 беспартийный сотрудник советских газет в Чернигове, по взглядам –восторженный сторонник советской власти. В 1920 г. возвращается в Баку и поступает на историко-филологический факультет Азербайджанского университета. В период обучения – сотрудник Кавказского отд. РОСТА и газеты «Красный Иран», преподает русскую литературу в средней школе, ведер работу по ликвидации неграмотности, в 1923 г. – секретарь Азербайджанского Наркомпроса.

К ноябрю 1920 г. относится знакомство Альтмана с Вяч. Ив. Ивановым (в 1920-1924 гг. – профессором и заведующим кафедрой классической филологии АзГУ). Под руководством Иванова сверх обязательных семинаров Альтман изучает древние языки и античную культуру, ведет записи своих бесед с Ивановым (полное изд. 1995). После окончания словесного отделения в 1923 г. с дипломом 1 степени Альтман оставлен при кафедре классической филологии для подготовки к научной деятельности. В 1924 г. командирован в ИЛЯЗВ. В 1924 г. в аспирантуре ИЛЯЗВ под руководством Б. Л. Богаевского и Н.Я. Марра. В 1928 г. в ЛГУ Альтман защищает диссертацию на тему «Семантика собственных имен в античном эпосе». Одновременно в 1926-1929 гг. сотрудник классической секции Яфетического института, затем в 1930 – 1937– старший научный сотрудник и действительный член Института истории древнего мира при ГАИМК. В 1939 в ЛГПИ защитил докторскую диссертацию на тему «Пережитки родового строя в собственных именах у Гомера», был утвержден в ученом звании доцента, затем профессора. С 1929 г. преподает в ЛГУ и параллельно в других ленинградских вузах. К этому времени относится начало углубленных занятий русской литературой XIX века.

Осенью 1941 г. эвакуирован в Саратов, до 1942 г. профессор Саратовского университета. В 1942-1944 г. находится в заключении (реабилитирован в 1955 г).

В 1944-1945 гг. профессор Иркутского университета, в 1945-1947 – факультета истории и теории искусств Всероссийской Академии художеств (общие и специальные курсы по всеобщей и русской литературе). Читал также спецкурс по античной мифологии на историческом факультете ЛГУ, активно участвовал в советской общественной работе. В 1947 году уволен «ввиду сокращения нагрузки».

С 1947 года – сотрудник Государственной Публичной библиотеки (ныне РНБ), в качестве главного библиотекаря отдела систематизации, занимается историей русской литературы XIX века. В 1950 г. понижен до систематизатора, и в 1951 году уволен; еще год работал в ГПБ по временным договорам. Затем был вынужден уехать из Ленинграда, преподавал в Орском педагогическом институте, затем с 1956 г. – в Тульском педагогическом институте. После выхода на пенсию в 1959 г. возвращается в Ленинград и до самой смерти не прекращает заниматься научной и переводческой деятельностью.

Работа М. С. Альтмана в области античной религии и мифологии несет на себе общий отпечаток эпохи, характеризовавшейся отказом от прежних историко-филологических подходов и попытками найти новую методологию, конкретные выводы Альтмана отражают влияние интеллектуального климата эпохи, как собственно советского контекста 1920-1940 гг., так и русской культурной революции 1910-1930 гг. в ее многообразии.