Алексеев Василий Михайлович (1881–1951) – крупнейший отечественный китаевед первой половины ХХ в., переводчик, исследователь китайской классической литературы, народного искусства и религии, член Русского географического и археологического обществ, действительный член Академии наук СССР и член-корреспондент Государственной Пекинской библиотеки с 1929 г., действительный член Национального географического общества в Вашингтоне с 1946 г., член Союза советских писателей и почетный член Американского восточного общеcтва с 1947 г., собиратель китайской народной картины, эпиграфики (надписей, амулетов), малой гравюры, каллиграфии, эстампажей (оттисков) с древних каменных плит. В 1898-1902 гг. учился на факультете восточных языков Петербургского университета, учился у В.П. Васильева, А.О. Ивановского, Д.А. Пещурова, А.М. Позднеева, начал научную деятельность в Азиатском музее Академии наук, в 1904 г. принят приват-доцентом на факультет восточных языков Петербургского университета. В 1904-1906, 1911, 1923 гг. стажировался в Европе, в 1906-1909, 1912 и 1926 гг. путешествовал с научными целями в Китай, в 1907 г. принял участие в археологической экспедиции по Северному Китаю под руководством известного французского синолога-классика Э. Шаванна. В 1909 г. выступил в Географическом обществе с одной из первых публичных лекций на тему китайского храма и китайской народной картины религиозного назначения, а в 1917 г. к юбилею В.В. Радлова опубликовал статью, в которой впервые на основе изобразительного материала из собственной коллекции научно исследовал сюжет китайского фольклора, связанный с «божественными двойниками Хэ-хэ». В 1919-1929 гг. был старшим научным сотрудником Академии истории материальной культуры, в которой принял участие в организации так называемой буддистской выставки и читал лекции на тему «Буддизм и христианство в народной религии и культуре Катая». В 1930 г. утвержден на должность заведующего китайским кабинетом Института Востоковедения АН СССР, сотрудничал с Институтом буддистской культуры. В 1938-1941 гг. подготовил серию выставок по китайской народной религии в Музее истории религии в Ленинграде, участвовал в работе над постоянной экспозицией «Религии Китая». В 1944 г. назначен заведующим кафедрой китайской филологии ЛГУ, руководил работой по подготовке к изданию китайско-русского словаря.

В ходе путешествия по северному Китаю в составе экспедиции Э. Шаванна вел путевой дневник - «рукописные заметки на русском и китайском языках», большинство из которых были опубликованы после смерти академика в 1951 г. его вдовой Н.М. Алексеевой и дочерью М.В. Баньковской в книге «В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г.». Особое место в этих дневниковых записях уделяется китайскому религиозному синкретизму и духовным основаниям китайской народной культуры. В 1966 г. Б.Л. Рифтиным были собраны и подготовлены к публикации материалы уже ушедшего из жизни академика, касающиеся китайского народного искусства. Книга вышла под названием «Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях». В ней впервые в истории отечественной синологии на основе изобразительного материала из личной коллекции В.М. Алексеева получили научное толкование религиозные сюжеты и персонажи китайской народной картины.

Учениками В.М. Алексеева были такие видные отечественные китаеведы как И.С. Гуревич, Л.Н. Меньшиков, В.А. Вельгус, О.Л. Фишман, Б.Б. Вахтин, Р.Ф. Итс, И.Э. Циперович.